Хельга Лу : другие произведения.

Страна Лестригонов - Балаклава

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    история одной экскурсии


   Страна Лестригонов - Балаклава
  
  
   - Как насчёт экскурсий?!
   - Да, конечно!
   - Тогда тебе очень, очень повезло, в этом санатории работает экскурсоводом Саша, он знает каждую тропинку на ЮБК, самые отдаленные и неизвестные туристам-любителям Крыма, места. Он - чудо и такой скромняга, а как говорит - поёт! Сколько историй и легенд знает! Саша - просто находка для санатория, уж поверь мне, лет пятнадцать мы всей семьё отдыхаем в этом санатории, есть возможность сравнить.
   Лиля, моя будущая приятельница по санаторию, говорила без умолку, в постоянном восторженном ритме. За час нашего знакомства она рассказала мне почти всё про санаторий, и вот дошла до Саши.
   Несмотря на то, что Лиля неплохая рассказчица и довольная приятная женщина, всё же ей удалось своим энергичным щебетанием утомить меня почти до раздражения.
   В первый же день моего приезда Лиля "подцепила" меня на огромной территории старого и величественного санатория, пока я с глупой физиономией, озираясь вокруг, пыталась найти дорогу к своему корпусу. Лиля помогла, привела, показала что, где, как...
   Через час мы встретились, а через два, благодаря Лиле, я уже успела устать от начинающегося отдыха
   Но про Сашу моя приятельница сказала чистую правду. Интеллигентный, скромный, с умными, немного грустными глазами, Саша являлся приятным подарком для отдыхающих в санатории. Экскурсии с участием Саши были яркими и незабываемыми, поэтому любители активного отдыха стремились попасть именно в его группу. Саша был чрезвычайно популярен и, разумеется, как талантливая и незаурядная личность, находился в немилости у руководителя, возглавляющего отдел по культурному досугу отдыхающих.
   Маршруты, которые предлагал Саша, всегда были сложными, интересными и плотными по времени, одним словом, непохожие на все другие - стандартные.
   Именно с Сашей мы побывали в Балаклаве и Фиоленте.
  
   Балаклава
  
   Ранним утром на комфортабельном микроавтобусе, мы выехали в сторону Севастополя.
   Как и принято, по крайней мере, в Крыму, любое экскурсионного путешествие начинается с общего обзора: исторические факты, географического положение, национальный состав, флора и фауна, и конечно же более подробный рассказ о тех местах куда мы направлялись - о Балаклаве и Фиоленте (Саша предупредил, что потом во время осмотра этих удивительных мест нам будет уже не до его рассказов, "надо будет смотреть под ноги и округ, щупать, разглядывать, дышать" и т.д.)
   За два с половиной часа нашего путешествия, Саша также успел рассказать об истории строительства дорог в Крыму (которые и теперь, отдавая должное крепостным строителям царской России и строителям периода социализма, были в довольно приличном состоянии), о заброшенных храмах и монастырях, мимо которых мы проезжали, и хотя бы верхушки которых видели.
   Он с грустью поведал о тяжёлом состоянии множества здравниц-долгостроев, огромные бетонные стены которых хмуро глядели на ослепительно-бирюзовое море. Эти неловкие, недостроенные сооружения уродливой "совковой" архитектуры, немного портили общее впечатление. С большим воодушевлением Саша рассказал нам о замечательных растениях Крыма, о знаменитой крымской сосне, о неунывающих в любую погоду кипарисах, которые чуть ли полностью не истребили в Крыму только из-за одной невинно произнесенной фразы вождя всех времён и народов - товарища Сталина.
   Когда я спросила Сашу, откуда такие знания о растительности Крыма, он улыбнулся и ответил, что его родители учёные-ботаники, работают в знаменитом Ботаническом саду Крыма, где он, кстати, и родился.
   - Итак, ещё раз напоминаю вам, как будет проходить наша экскурсия, - четко произнес Саша, - сначала бывший секретный завод, с историей которого вас познакомит музейный сотрудник, потом мы переедем на другой берег Балаклавы, посетим храм 12 Апостолов, поднимемся на мыс где находятся остатки генуэзской крепости - Чембало, затем другой дорогой спустимся в Балаклаву перекусим, у вас будет немного времени осмотреть замечательные архитектурные ансамбли на набережной Балаклавы, а затем, на автобусе, мы направимся в Фиалент!
   Ну, как вам?! Только от перечисленного, становится понятно, каков был маршрут, а при этом мы уже были нагружены информацией, которую нам выдал Саша, в течение всей поездки до Балаклавы.
  
   - А вот и Балаклава, - торжественно произнёс Саша.
  
   Это было слишком неожиданно! Представьте, небольшой поворот и вы попадаете в сказочный мир, и, если бы не множество современных, красивых и дорогих яхт, стоящих в бухте, то я точно решила бы, что мы прибыли в страну Лестригонов - загадочную и тревожную. Ворота бухты, её географическое расположение - удлинённая несколько витиеватая морская дорога, живописно располагающаяся между скалистых гор, абсолютно совпадает с описанием Гомера о странствиях мужа несчастной Пенелопы.
  
   "...В гавань прекрасную там мы вошли. Её окружают
Скалы крутые с обеих сторон непрерывной стеною.
Около входа высоко вздымаются друг против друга
Два выбегающих мыса, и узок вход в эту гавань.
Спутники все с кораблями двухвостыми в гавань вступили
И в глубине её близко поставили друг возле друга
Быстрые наши суда: никогда не бывало в заливе
Волн ни высоких, ни малых, и ровно блестела поверхность..."
  
   Конечно, сомнений нет, именно в эту бухту занесло бродягу Одиссея со своими горе - друзьями, именно это живописное местечко являлось жилищем великанов-людоедов.
   Через некоторое время, ущипнув себя, всё-таки возвращаюсь к действительности.
  
   Городок необыкновенно хорош! Исторический архитектурный центр набережной Балаклавы напоминает средиземноморский портовый город, здания в викторианском стиле, несомненно, являются украшением миниатюрной красивой бухты.
   Балаклава - городок, расположенный на юго-востоке в 12 километрах от Севастополя, название которого по-турецки означает Рыбье Гнездо (Балык-лав). История Балаклавы насчитывает около 2500 лет, и никто не знает точной даты основания города. Известно только, что берега бухты были заселены с древнейших времен. Балаклавская земля - древняя, полная загадок, мифов, легенд и преданий.
   Древнейшими жителями Балаклавы считаются тавры., уже в VII-VIII вв. до н. э. возле Балаклавской бухты находилось раннетаврское поселение.
   Позднее, в 4 веке до н.э., ею завладели греки, затем, в 1 веке - римляне. Дальнейшее освоение Балаклавской бухты осуществляли генуэзцы (о которых я замолвила несколько тёплых и уважительных слов в очерке о Гурзуфе. На вершине скалы, которая возвышается над восточным берегом бухты, сохранились остатки административной части крепости Чембало, так называемого верхнего города св. Николая.
   О Чембало подробнее отдельно, а сейчас - об ожидавшем нас сверхсекретном подземном заводе по ремонту подводных лодок.
  
   "Секретный объект 825 ГТС"
  
   Мы были одними из первых официальных туристов, посетителей этого интереснейшего музейного объекта - военного завода, который был рассекречен и отдан властями Крыма (читай Украины) в 2004 году, за ненадобностью - музею.
   Немного истории...
   Этот музейный экспонат - бывший секретный стратегический объект (кодовое наименование "Секретный объект 825 ГТС" ), единственный в мире по своим масштабам. Это самый крупный военный объект планеты из рассекреченных военных объектов на планете - подземный комплекс для субмарин. Из-за него древний, овеянный легендами и преданиями городок Балаклава на несколько десятилетий превратился в один из самых закрытых и загадочных населенных пунктов Советской России.
   Случайные очевидцы несколько лет назад под большим секретом рассказывали о том, что в Балаклавской бухте есть такое место, где подводные лодки исчезают прямо в скалах. Оказывается, это вовсе не враки, а самая что ни на есть правда. Субмарины заплывали по подземному каналу в чрево горы Таврос (с тюркского переводится как "пустая") для ремонта.
  
   В начале пятидесятых годов прошлого века И.Сталин лично рассмотрел и собственноручно завизировал проект строительства в Балаклавской бухте единственного в своём роде подземного завода по ремонту подводных лодок, а летом 1957 года в этом райском местечке появились горнопроходчики, и закипела круглосуточная, в четыре смены, работа. Строительство подземного завода для ремонта и снаряжения субмарин завершилось в 1961-м году.
   Строился подземный гигант основательно. В случае угрозы прямого ядерного удара - а объект мог выдержать прямое попадание заряда мощностью до 100 килотонн - толстенные герметичные двери закрывались, и завод способен был самостоятельно существовать несколько месяцев (некоторые предполагают и больше года), вместив при этом 3000 человек - все тогдашнее население Балаклавы.
   Дело в том, что туннель пробивался сквозь скалу, коэффициент плотности грунта которой соответствует седьмой категории твердости, почти что гранит. Выдолбленные в скале помещения покрывались железобетоном, толщина которого составляла 56 метров, а затем сверху заливались еще и жидким стеклом.
   Ворота-двери специальной конструкции поражают своим техническим устройством и изумляют массивностью, одна только толщина дверей более двух метров! Когда завод работал, входы маскировались камуфляжными сетями, и было невозможно заподозрить, что живописная гора таит в себе столько секретов.
   В подземном водном канале могли одновременно становиться на ремонт семь-восемь подводных лодок, субмарины пополняли запасы пищи и воды, осуществляли разгрузку, погрузку ядерных боеголовок.
  
   В самом начале, когда я ступила на территорию завода по ремонту подводных лодок, на меня неизгладимое впечатление произвела дверь... За свою довольно долгую специфическую работу я увидела и описала не одну сотню разных дверей, в том числе и очень необычных: старинных, инкрустированных, и бронированных, но такую я видела впервые.
   Все уже давно ушли, а я всё не могла оторваться... Пришлось догонять группу, было немного жутковато, т.к. освещение слабое (ещё бы, откуда у музея средства на нормальное освещение, и откуда у музея средства на поддержание такого огромного подземного города, с множеством дорог, бывших сверхсекретных хранилищ, огромных туннелей??)
   Музейный экскурсовод с желто-бледным лицом, вялым и равнодушным взглядом, монотонным голосом, докладывала нам про завод. Слушать эту даму было почти не интересно, но и без неё было чем заняться, мы глазели по сторонам, везде, куда только можно было заглянуть, заглядывали, трогали, щупали. Помещения были довольно чистыми и очень просторными. Экскурсовод запугала нас, что кислорода в подземном городе не достаточно, а дышалось замечательно, конечно было ещё и довольно свежо, но Саша нас предупредил и мы взяли с собой тёплые вещи.
   Подземный город производил сильное впечатление!
   Огромные длинные тоннели с узколейкой, по рельсам которой подвозили на платформе вооружение подводных лодок от арсенала к подземному водному каналу.
   Сотрудница музея что-то вещала страдальческим голосом о том, что она не в состоянии показать нам все объёкты завода, но мы просто обязаны ей поверить, что на территории это подземного города также расположены бывшие оборудованные командные пункты, хлебопекарни, склады для хранения торпедного и иного вооружения, продуктов и горюче-смазочных материалов, госпиталь, столовые, кухни, ванные, душевые и даже комнаты отдыха.
   Наконец наше внимание надолго привлёк комбинированный подземный водный канал с сухим доком. Его глубина достигает 8 метров, ширина - от 8 до 12 метров, а высота арки канала - 18 метров. Общая площадь всех помещений и ходов завода - 5100 кв.м. водной поверхности под землей - 3 тыс. кв. м. Длина канала - 380 метров, длина дока - 110 метров.
  
   Музейная дама не рассказывала, а как будто отчитывалась, сухо и по делу. На вопросы почти не отвечала, спешила на воздух, в тепло. Сколько же было у нас вопросов, а Саша был занят.
   Дело в том, что в "сборную" команду (кроме нашей группы была ещё другая туристическая) попали два немца, их сопровождала молодая девушка, которая имела вид испуганный и раздосадованный, из-за случившейся с ней и бюргерами неприятности.
   Переводчик, которого они ждали специально для экскурсии по музею, не приехал. Девушка чуть не плакала, ей было стыдно перед немцами, сама она, конечно, была не в состоянии вести экскурсию по заводу.
   И что вы думаете - на помощь пришёл Саша! Девушка почти повисла у него на шее от радости и благодарности. Но сначала всё же вышла небольшая заминка. Саша видимо неплохо знал английский, а немцы, как оказалось по-английски почему-то не бельмеса! Саша же по-немецки знал столько же, сколько немцы по-английски. Сошлись на французском языке, на котором вроде поняли друг друга, после чего Саша безвозмездно, то есть даром, согласился помочь немцам и девушке.
  
   Я же оказалась слишком любопытной. Одновременно осматривая необычный объект, не упускала из виду Сашу и двух здоровенных немцев, один из которых, не переставая, всю дорогу, восклицал "О, майн гот!"" а второй всё время спотыкался.
   "Ага, обалдели!", - думала я, и гордость охватывала меня, охватывала и распирала.
   Когда писала этот очерк, просматривая информацию в интернете, в одной статье прочитала следующее:
   "- Да, не зря мы боялись Советского Союза, - сказал, выйдя из штольни, Джон Хинкли из Коннектикута, который был с нами в одной группе. Вообще это удивительно - экскурсии начали проводить совсем недавно, для продажи билетов нет ещё даже помещения, а в штольне уже успело побывать немало любопытствующих туристов из Польши, Канады, США, Израиля, Голландии, Франции, Германии. Говорят, у них эта экскурсия становится популярной под названием "Балаклавский экстрим".
  
   Храм 12 Апостолов
  
   После экскурсии по подземному заводу, Саша дал нам немного времени придти в себя, а затем произнёс:
   - Что же, продолжим наше путешествие и давайте мысленно перенесемся назад на много-много веков... Сейчас мы пройдём пешком к самому древнему памятнику истории в Балаклаве - к Храму 12 Апостолов, и затем поднимемся на вершину Чембало.
   Переехав на другой берег Балаклавы, мы вышли из автобуса. Минут через двадцать, пройдя по узкой улочке вверх, мы увидели небольшое здание Храма 12 Апостолов - православную церковь, основанную генуэзцами.
   В храме хранятся частицы мощей святого преподобного Сергия Радонежского, святого блаженного Василия и святого священомученника Климента Римского.
Храм построен в 1794 году на фундаменте старинного храма. Над входом был вмонтирован камень с надписью: " 1357 в день сентября, начата эта постройка во время управления скромного мужа Симоне-де-Орто, консула и кастеляна".
  
   Внутрь храма согласилась войти только я одна. Ппоставила, как и полагается свечки, и хотя беспокоилась, так как меня ждали ребята на улице, всё же немного постояла перед иконами. И ещё не могла не обратить внимание, на двух довольно высоких и очень красивых молодых мужчин облачённых в чёрное одеяние, скорее всего это были священники, церковнослужители Храма.
   Возвращаясь, увидела на ступенях, перед входом в церковь нашего экскурсовода Сашу, он укоризненно смотрел на меня,
   - Понимаю, понимаю, - поспешила я оправдаться.
   На улице уже стояла жара, а нам предстояло посетить ещё одно незабываемое место в Балаклаве - город св. Николая, крепость Чембало, но о нем - в следующей части моих записок. 28/01/2007 Х.Л.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"